Копирайтер и оплата

Кто ходит первым?
И сколько стоят услуги копирайтера?
Вопрос формирования цены и порядка оплаты услуг копирайтера был и остаётся одним из самых неудобных для обсуждения. Зачастую это неловкий момент
и для заказчика, и для копирайтера, особенно после вдохновенного обсуждения брифа. Только что было полное взаимопонимание, светлые мысли и идеи
по ходу разговора, и тут это вульгарное "сколько?"

Тем не менее. Только оговорив цену за копирайтинг не менее детально, чем техническое задание, и оформив отношения, стоит двигаться к выполнению заказа. Обидно испортить контакт по причине недопонимания, которое обязательно всплывёт в процессе работы.

Знаки или не знаки. Почём
за 1000 продаём?

Боюсь, ничего полезного не скажу для пишущих тексты по знакам и покупающих их по знакам соответственно. Я этого ни разу не делала по ряду субъективных
и объективных причин.
Объективное: дольше всего я проработала креативным копирайтером, который придумывает идеи, концепции, слоганы, сценарии. В этой сфере действуют другие принципы формирования цены. Ведь, продавая слоган по знакам, много не заработаешь. Еще из объективного (хотя это не точно): знаки вообще стоят дёшево.
И субъективное: как мешки символов, даже не букв, могут быть чем-то ценным? Похоже на сырьё. Такой текст не хочется писать (и читать тоже). Хотя не зарекаюсь.

Как же тогда оценить свою работу и обосновать её клиенту?

Реальная стоимость работы копирайтера
Простым рыночным способом. Соотнося свои амбиции с желанием рынка их оплачивать. Помогает внутренний прайс-лист на самые популярные виды работ. Но на практике каждый проект индивидуален. Международные и российские рекламные агентства выставляют своим клиентам сметы на основе человеко-часов.
У каждого специалиста есть фиксированная стоимость часа, и копирайтер без труда определит для себя такую, ответив на вопросы:

- сколько часов/дней я на это потрачу?
- я согласен заниматься этим Х дней за эту сумму?


Дальше нужно прислушаться к своему организму. Как только он перестал скрипеть и внутренне сопротивляться – сумма найдена.
Обосновать её можно с помощью стоимости одного часа (которая тоже устанавливается "потому что-потому"), а отрегулировать с помощью скидок
за объём, интересный проект или позитивного клиента. При это важно оставаться в рынке. Вот такая суровая правда жизни о ценообразовании
в копирайтинге.

Предоплата или постоплата
за копирайтерские услуги?

Я работаю по предоплате 50/50. К такой схеме пришла на основании опыта
и убеждений.
Опыт: страховка необходима, потому что у самых прекрасных
и добропорядочных людей внезапно меняются обстоятельства, и запущенный проект, включая жаркие обсуждения и бессонные ночи, становится не нужен.
И не страшно, и никто не гадкий, подлый, безответственный. И бескорыстное творчество развивает. Когда есть предоплата 50%.

Еще опыт: некоторые агентства считают, что выплачивать гонорар месяцами
и годами – это норма. Нет, это финансовая услуга, называется кредитование.
Убеждения: клиент и копирайтер – равные партнёры. В процессе совместной работы несут равные риски: клиент опасается не получить качественную работу в срок, копирайтер боится выполнить работу и не получить оплату. Справедливо довериться друг другу и разделить риски напополам.
Делаю исключения, когда работаю бесплатно (очень редко на некоммерческих проектах или для друзей) или когда на руках кристально ясное задание
и подписанный договор с датой оплаты буквально вот-вот.

Лайфхаки для фрилансеров

- Всегда быть готовым назвать цену. Чтобы вопрос о цене не застал врасплох, стоит оценить проект в голове с самого начала, после получения заявки или ТЗ от заказчика.

- Если "приценивание" происходит в первой беседе, и вы к нему не готовы, возьмите время на размышление. Сообщите, что необходимо как следует подумать над задачей, задать уточняющие вопросы, и вы вернётесь в час Х. Вернитесь в час Х!

- Всегда задавайте уточняющие вопросы. Как показывает практика, они помогают выяснить, что нужно сделать не совсем то, не совсем столько
и не совсем так, а чаще – совсем не то, не столько и не так, как вы думали. Ответы на уточняющие вопросы напрямую влияют на формирование цены проекта.

Лайфхаки для клиентов

- Есть простой, честный, и выгодный для всех способ сэкономить на работе копирайтера, добровольно сократив количество правок и итераций редактирования текста. Для этого достаточно взять на себя ответственность
за выданные комментарии: написать все пожелания с первого раза
и не добавлять новых после их внесения. С таким подходом можете смело просить скидку до 20% от стоимости, и покажите мне копирайтера, который откажет.

- Скажите копирайтеру, что вы единственный, кто принимает решение
по согласованию текста, и вы же – составитель задания к проекту, написанного в трезвом уме и трезвой памяти, что у ваших коллег, родственников и уборщицы нет ни времени, ни желания давать советы копирайтеру. Это магические слова, напрямую влияющие на стоимость проекта и услуг.



Made on
Tilda