Блог копирайтера

Копирайтер и смежные специальности

У самих авторов тестов и их клиентов часто возникает вопрос, а должен ли копирайтер разбираться в смежных темах: это и дизайн, и стратегическое планирование, и таргетинг, и контекстная реклама, и продажи, и многое другое...

Я считаю, конечно, должен. Ведь это бизнес-профессия, а не литературное творчество в чистом виде. Тексты копирайтеру заказывают не для того, чтобы повесить их на стенку и любоваться.

Как правило, чтобы текст работал по назначению, нужно привлечь смежных специалистов: оформить в виде лендинга с помощью дизайнера, настроить на него рекламу с помощью таргетолога, да хоть даже напечатать в типографии в виде меню.

Потребность в таких знаниях особенно хорошо чувствуется при работе напрямую с клиентами, которые не могут себе позволить нанимать дорогостоящие агентства. Они самостоятельно разбираются в запутанной терминологии smm, отважно преодолевают сложность настроек таргетированной рекламы, и считают-считают деньги, потому что не ошибиться и получить отдачу – это вопрос выживания. А ты пытаешься им помочь.

В этом смысле годы работы в РА дали мне очень интересный опыт, как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Главный плюс: увидеть столько разных клиентов и вникнуть, как устроены процессы в FMCG, DIY, финансах, IT и других бизнесах. Это та же насмотренность, про которую принято упоминать, говоря о творческих профессиях, только в житейском плане.

И главный минус: существование в креативном отделе в некотором отрыве от клиента даёт ложное ощущение, что сценарии и концепции сами по себе имеют какую-то вещественную ценность, что это законченный продукт. Увы. Кто так думает, пишите книги для души. Они начаты и закончены вами, и больше ни в чём и ни в ком не нуждаются, кроме читателей. Я так и делаю, кстати.

Уже не первый раз сталкиваюсь с ситуацией, когда, чтобы продать свои услуги, нужно привлечь коллег, а их сметы могут в несколько раз превышать мои. Волей-неволей придётся разобраться в нюансах их работы, ведь репутационные потери в случае неудачи угрожают нам всем.

Вот сейчас работаю над проектом на стыке стратегии, копирайтинга, таргетинга и смм. Неожиданно для себя оказалась в положении парикмахера, которому надо спасать криво постриженную и сожжёную краской голову, или хирурга, который исправляет предыдущую операцию за неумелым коллегой, – только по части настройки и запуска коммуникаций.

И, как мне кажется, все проблемы возникли именно на стыке. Брендинговое агентство написало нормальную стратегию, а web-студия и smm-щики прощёлкали суть и не смогли её донести, таргетинг целился куда-то вдаль с закрытыми глазами... В результате у бизнеса клиентов нет, аренда идёт, и счета от подрядчиков регулярно прилетают.

Пара советов клиентам и фрилансерам, как этого избежать.

Лайфхаки для клиентов:

- Если вы чего-то не понимаете, переспрашивайте до тех пор, пока не поймёте. Это не слишком сложно для вас, это вам плохо объяснили. Если подрядчик не может найти в себе силы доходчиво объяснить, тут что-то не то или с проектом, или с подрядчиком.

Лайфхаки для фрилансеров:

- Когда привлекаете в проект коллегу для смежного вида работ, представляйте его клиенту напрямую, заключайте отдельные контракты. Честно предупреждайте, сколько проектов сделали (или не сделали) вместе. Кому-то из вас придётся заниматься организационной работой, которая занимает уйму времени. Честно брать за это деньги, разумно это сразу обговаривать. Я всегда предлагаю клиенту выбор: общаться с подрядчиком напрямую или через меня с комиссией 15%. Выбирают всё время второй вариант.
Made on
Tilda