Блог копирайтера

Ах, оставьте эти ваши формальности: что такое "бриф" и зачем его писать

Бриф по-прежнему остаётся для многих клиентов заумным словом, осложняющим жизнь и повышающим стоимость услуг копирайтера. Представители малого бизнеса обычно лучше реагируют на пришедшее из смежных сфер "техническое задание", а также "заявку", "запрос" и другие более понятные слова.
Крупные бренды и агентства с брифами "на ты", но и жонглируют ими с виртуозной лёгкостью, трактуя основное сообщение на разные лады в зависимости от ориентации бренд-менеджера и глобального потепления.
С высоты огромной кучи зачитанных до дыр брифов скажу банальность: бриф нужен, но не надо усложнять!
Возводя иконостас брифу, некоторые разбивают лоб в попытках получить от клиента точную формулировку того, что он хочет сказать целевой аудитории, да еще расписаться кровью.
Правда жизни в том, что именно копирайтеру предстоит высказывать невысказанное, подбирать выражения и в прямом, и в переносном смыслах.
Помню период, когда перенимая зарубежный опыт, рекламщики только открыли для себя понятие "бриф". Должность стратега существовала далеко не во всех агентствах. И вот стратеги, как носители тайного знания, колдовали над брифом, полученным от клиента: варили его, парили, просеивали и совершали прочие таинства, чтобы в сухом остатке выкристализировались золотые крупинкив графе "основное сообщение".

В день Х в большой переговорке читали бриф, медленно, через вкусовые предпочтения
и географические особенности, подбираясь к главному пункту. Слушатели уже были заряжены на катарсис, тем более до сдачи креатива – один день.

Из такого брифа креатив должен выплеснуться сам собой. Ну что сказать, когда выплёскивался, когда и нет. Случалось, в нём были написаны дельные вещи,
а иногда все сидели с лицом "а король-то голый". В общем, всё как всегда больше зависело от таланта и желания конкретных людей сделать что-то хорошее,
а не от процедуры.

Как видите, я пользуюсь формой брифа или заказа копирайта на своем сайте. Она максимально простая, и гарантирует, что любой заказчик сможет её заполнить.

Что даёт заполнение брифа или технического задания

- письменное подтверждение, что получен заказ
- отправную точку для погружения в проект
- постановку задачи, которую можно (и нужно) уточнять
- контактные данные

Лайфхаки для фрилансеров

Если клиент описывает задачу по телефону или при встрече, запишите кратко суть (задача, деньги, сроки) и отправьте ему под всеми любимым соусом "как договаривались...". Да, лень, да, всё проговорили, но сколько раз вы горько пожалеете, пока не привыкнете это делать!

Лайфхаки для клиентов

Два проверочных вопроса, при ответе на которые всегда выясняются интересные вещи, это "обязательные элементы" и "где это будет размещаться". Многие макеты долго разрабатывались по ТЗ, а потом оказывались непригодны из-за того, что в них нельзя впендюрить некий обязательный элемент. А если вовремя вспомнить, что текст нужен не только для сайта, но и для стенда, то у вас сразу будет красивая короткая версия. Копирайтер, конечно, уточнит всё это на этапе брифа, но мало ли.
Made on
Tilda